Инструменты противодействия коррупции в условиях цифровой трансформации государства обсудили на круглом столе в Алтайском государственном университете

Открыл заседание круглого стола 20 мая 2021 года Виталий Мищенко, д.э.н, профессор, заведующий кафедрой Региональной экономики и управления АлтГУ, напомнив участникам, что в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин отметил значимость цифровизации всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности для противодействия коррупции.

Елена Сабына, к.э.н, доцент кафедры Региональной экономики и управления в своем докладе отразила основные направления профилактики и борьбы с коррупцией, отметив важность своевременного урегулирования конфликта интересов, оценки коррупционных рисков, контроля за соблюдением запретов и ограничений, доходами и расходами. Цифровые технологии помогают проводить интеллектуальный анализ данных, повышению степень прозрачности управленческой деятельности.
На примере внедрения Государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности (ТОР КНД) Елена Долгова, начальник отдела реализации федеральных программ и проектов Министерства цифрового развития и связи Алтайского края, рассказала участникам как в перспективе будут формироваться в электронном виде все документы, а система будет автоматически анализировать результаты проверок и оперативно выявлять признаки нарушений, основываясь на больших данных. В настоящее время ТОР КНД используется в 10 из 11 органов исполнительной власти Алтайского кря, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. Очевидную потребность во внедрении цифровых инструментов нового поколения все мы осознали в период введения ограничений, связанных с распространением новой короновирусной инфекцией в 2020 году. Об этом свидетельствует резкий всплеск популярности Единого портала. Свыше 360 тыс. новых пользователей   портала зарегистрировались в период с марта по декабрь 2020 года. Появились первые услуги, получение которых полностью исключает личный визит заявителя в орган власти. Например, услуга «Установление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно». Количество обращений за ней в 202о году составило 175214. Полностью в дистанционный формат услуг переведено зачисление ребенка в детский сад и в первый класс. Данный цифровой механизм позволил исключить возможность произвольного изменения структуры очереди, а вместе с ней и коррупционную составляющую при получении этих социально значимых востребованных услуг.

О значимости цифровых технологий, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти, перевода системы госзакупок в электронную форму рассказали представители правоохранительных органов: Артем Россоха, руководитель 3-го отделения контрольно-следственного отдела СУ СК РФ по Алтайскому краю, Евгений Ким, старший оперуполномоченный в отделе по борьбе с коррупцией и организованных преступлений в органах власти и управления ГУ МВД России по Алтайскому краю, Михаил Широких, заместитель начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Алтайскому краю.

Валерия Юдина, заместитель руководителя аппарата Барнаульской городской Думы по правовым вопросам, доложила об использовании цифровых технологий при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципалитета.

Представители Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края Оксана Киселева, начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и Ольга Кочурова, начальник отдела кадрового обеспечения государственной службы, рассказали об использовании цифровых возможностей в их профессиональной деятельности. Например, для выявления возможного конфликта интересов у служащих используются специальные программы, содержащие информацию о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Цифровизация помогает служащим в представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: справки заполняются с помощью специального программного обеспечения «Справка БК», имеется возможность в личном кабинете налогоплательщика посмотреть сведения обо всех счетах, открытых в кредитных организациях, получить необходимые сведения онлайн. Автоматизация кадровой работы во всех государственных органах власти Алтайского края стала возможной благодаря ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», использование которой является обязательным требованием действующего законодательства о государственной гражданской службе. С целью профилактики и пресечения коррупционных правонарушений на государственной гражданской службе в указанной системе размещается информация о всех проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей, а также о конкурсах по формированию кадровых резервов. Через сервисы системы формируется федеральный резерв управленческих кадров. В ближайшей перспективе расширение возможностей системы - автоматизированное межведомственное взаимодействие с различными структурами по проверке представляемых служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и как следствие, так называемый интеллектуальный анализ данных.

Эксперты и студенты, участвующие в заседании круглого стола также обсудили иные вопросы противодействия коррупции, обменялись опытом проведения мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Геннадий Шейда, член Общественной палаты Алтайского края, сказал о важности и необходимости обсуждения таких вопросов и выработки согласованных действий. Гражданское общество – огромный резерв, который может быть использован в противодействии коррупции.

Участники заседания отметили, что технические нововведения и переход на цифровую экономику  - большой шаг в сторону снижения уровня коррупции. Но не нужно забывать, что универсального средства против коррупции нет и быть не может, стоит предпринимать комплекс мер, в числе которых будет также создание морально-нравственных устоев,  повышающих социальную ответственность как государственных гражданских и муниципальных служащих, так и населения в целом.