Декларационная кампания 2023 года: новшества и порядок ее проведения. Иные антикоррупционные стандарты

28 Марта 2023

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Одним из направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и обязанностей, обеспечивающих предупреждение коррупции.

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

Одной из таких обязанностей является представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - «сведения/справки о доходах»). Требования антикоррупционного законодательства не предусматривают возможность освобождения от исполнения обязанности по декларированию своих доходов.

Декларационная кампания традиционно стартует 1 января. В рамках кампании 2023 года представляются сведения о доходах, полученных за период с 1 января по 31 декабря 2022 года, а также сведения об имуществе, о счетах и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря 2022 года. Сведения представляются в отношении лица, на которое такая обязанность возложена, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

На муниципальном уровне обязанность по представлению таких сведений возложена на муниципальных служащих, должности которых включены в соответствующие перечни, депутатов представительных органов, глав муниципальных образований, глав местных администраций по контракту, председателей, заместителей председателей, аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных образований.

С 1 марта 2023 года для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, изменен порядок декларирования доходов, установленный статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязанность представлять сведения о доходах у данной категории лиц возникает при:

- избрании депутатом, передаче ему вакантного депутатского мандата или прекращении осуществления им полномочий на постоянной основе. Срок представления установлен в течение 4 месяцев со дня его избрания;

- совершении в отчетном периоде сделок, стоимость которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При отсутствии таковых сделок депутаты обязаны уведомлять об этом Губернатора Алтайского края. Форма уведомления утверждена указом Губернатора Алтайского края от 22 ноября 2019 года № 172.

Под сделками подразумевается приобретение объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций). При совершении сделок (сделки), влекущих обязанность представить справку о доходах, заполняется раздел 2 «Сведения о расходах».

Аналогичный порядок до настоящего времени действовал в отношении депутатов сельских поселений. Для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и глав муниципальных образований порядок представления справок о доходах остался прежним.

При заполнении справки о доходах следует помнить основные моменты. Справка заполняется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», актуальная версия в настоящий момент 2.5.2. Следует руководствоваться правоустанавливающими и иными официальными подтверждающими документами.

Отражению в справке подлежат все доходы, полученные в 2022 году, в том числе по основному месту работы, в виде процентов по вкладам (счетам) в банках и иных кредитных организациях, от операций с ценными бумагами, от продажи имущества, на безвозмездной основе от третьих лиц, а также в виде пособий, государственных и негосударственных пенсий, доплат к пенсиям, стипендий и др.

Подлежат указанию в справке о доходах все находящиеся в собственности на 31 декабря 2022 года объекты недвижимого имущества, транспортные средства, ценные бумаги, в том числе доли участия в уставных капиталах коммерческих организаций.

Доли участия в уставных капиталах подлежат отражению в случае, если декларант, его супруг (супруга) и (или) несовершеннолетние дети являются учредителем коммерческой организации. К ценным бумагам относятся акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, облигация, сберегательный сертификат и др.

Необходимо обращать внимание на момент возникновения и прекращения права собственности. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) права собственности. В то время как право собственности на недвижимость возникает только после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости. Право собственности и необходимость отражения в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» недвижимого имущества, приобретенного посредством участия в долевом строительстве, возникает после осуществления его государственной регистрации.

Указываются все счета, открытые на отчетную дату на имя декларанта, его супруги (супруга) и несовершеннолетний детей. Официальными подтверждающими сведениями из кредитной организации, необходимыми для заполнения справки о доходах, является информация по форме, установленной Указанием Банка России от 27 мая 2021 года № 5798-У. Не забывайте указывать счета эскроу, на которых размещаются денежные средства, переданные застройщику, при заключении договора долевого участия объекта недвижимости.

При отсутствии в собственности объектов недвижимого имущества заполнению в обязательном порядке подлежит подраздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». В данном подразделе указывается вся недвижимость, находящаяся по состоянию на отчетную дату в пользовании декларанта и членов его семьи, независимо от основания пользования, например, аренда, фактическое предоставление и др.

В данном подразделе также указывается недвижимость, переданная по договору или иному акту в собственность, но право собственности на которую не зарегистрировано в установленном порядке органами Росреестра.

Например, подлежит отражению жилой дом с приусадебным участком, приобретенный по договору купли-продажи, право собственности на который не оформлено в органах Росреестра. Также указывается недвижимое имущество, приобретенное по договору долевого участия, после подписания сторонами документа о передаче готового объекта, если на 31 декабря 2022 года право собственности не зарегистрировано.

Все имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которым является декларант, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети, подлежат отражению в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера».

При заполнении данного подраздела указывается вторая сторона обязательства (фамилия, имя, отчество (наименование юридического лица), адрес), ее правовое положение в данном обязательстве (кредитор или должник).

К таким обязательствам можно отнести заем, кредит, алиментные обязательства, а также обязательства застройщика по договору долевого участия по отношению к участнику долевого строительства, которым денежные средства переданы застройщику в полном объеме.

Цифровые финансовые активы, цифровая права, утилитарные цифровые права, цифровая валюта, находящиеся в собственности на 31 декабря 2022 года, также отражаются в справке о доходах. Кроме того, на данную категорию имущества распространяется общий порядок отражения в справке о доходах сведений о совершенных расходах, об отчуждении на возмездной и безвозмездной основах.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О РАСХОДАХ

Обязанность по представлению сведений о расходах подразумевает отражение в разделе 2 «Сведения о расходах» информации по совершенной в отчетном периоде сделке и об источниках получения средств, за счет которых она совершена. При совершении в течение отчетного периода нескольких сделок учитывается их общая сумма.

При заполнении данного раздела к справке о доходах прикладываются копии правоустанавливающих документов по каждой совершенной сделке независимо от категории приобретаемого имущества.

Данный раздел заполняется в случае, если декларантом, его супругой и/или несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению транспортных средств, объектов недвижимости, ценных бумаг, и сумма такой сделки превышает общие доходы супругов за три года, предшествующих отчетному.

При заполнении справки о доходах за отчетный 2022 год суммируются доходы супругов, полученные ими в 2021, 2020, 2019 годы. При условии нахождения их в браке в данный период и в момент совершения сделки. Доходы несовершеннолетних детей не учитываются.

Если лицо является индивидуальным предпринимателем, то данный раздел также подлежит заполнению по сделкам, совершенным в рамках предпринимательской деятельности.

Следует учитывать, что подлежит отражению также объект недвижимости, приобретенный посредством участия в долевом строительстве, независимо от стадии его готовности на 31 декабря 2022 года. Если размер обязательства по такому договору равен или превышает 500 тыс. руб., то данное обязательство подлежит отражению в подразделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера».

Обращаем внимание, что при возникновении обязательств, связанных с оплатой объекта долевого строительства, например, ипотеки, декларанту следует отразить как обязательства по договору долевого строительства, так и обязательства по договору об ипотеке.

Данным порядком следует руководствоваться также депутатам представительных органов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, при представлении справок о доходах при совершении ими сделок, сумма которых превышает общие доходы супругов за три года, предшествующих отчетному периоду.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Муниципальные служащие, депутаты, главы, должностные лица контрольно-счетных органов муниципальных образований обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении ими должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Информация о возникновении личной заинтересованности сообщается в письменном виде в формате соответствующего уведомления в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

Под «конфликтом интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может влиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление полномочий (исполнение должностных обязанностей).

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получения доходов, выгод, преимуществ. Причем получение таких выгод не обязательно для самого лица, замещающего должность, это касается также лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве (близкими родственниками), а также организаций или граждан, с которыми лицо и/или его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Сюда также можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего.

Факт расторжения брака не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности с бывшими супругами.

При возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также возникает обязанность по принятию конкретных мер по его недопущению или урегулированию. Подача уведомления не освобождает лицо от данной обязанности, кроме того, не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер.

Если сомневаетесь, возможен конфликт интересов или нет, то лучше получить консультацию в отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края (8 (3852) 356938, 8 (3852)356932, 8 (3852)356926).

Обзоры типовых ситуаций опубликованы в подразделе «Урегулирование конфликта интересов» сайта «Антикоррупционная политика Алтайского края» по адресу http://anticorr22.ru.

Следует помнить, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных антикоррупционным законодательством обязанностей для каждой категории должностей предусмотрена соответствующая мера ответственности.