Обязанности, запреты, ограничения, налагаемые на глав и депутатов органов местного самоуправления. Как избежать досрочного прекращения полномочий

30 Октября 2024

Гражданин, поступая на муниципальную службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Закон о противодействии коррупции действует с 2008 года, а нарушений меньше не становится.

Если раньше органы прокуратуры направляли представления в основном за недостоверность и неполноту представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то сейчас виды выявляемых нарушений гораздо серьезнее, за которые ответственность предусмотрена уже более жесткая.

Рассмотрим основные нарушения требований антикоррупционного законодательства.

Начнем с предупреждения и урегулирования конфликта интересов.

Конфликт интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей или полномочий. Такое определение закреплено в п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. 

Иными словами – это ситуация, когда у должностного лица одновременно есть личная заинтересованность и профессиональные обязанности, которые могут вступать в противоречие. Личная заинтересованность — это возможность должностного лица или связанных с ним лиц извлечь выгоды при принятии какого-либо решения. Связанные лица — это не только родственники, но также люди и организации, с которыми должностное лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Выгода — это доходы в виде денег, имущества, имущественных прав, встречного оказания услуг и так далее (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Противоправным деянием будет нанесение ущерба гражданам, организации, краю или государству. Ваши действия могут повлиять на личную репутацию, авторитет организации и органа публичной власти.

Конкретный пример уже имеющейся региональной судебной практики. Распоряжением главы района на должность муниципальной службы, управляющим делами администрации района назначена супруга брата. На основании распоряжения главы ей осуществлена выплата премиального вознаграждения в размере 2,5 должностных окладов. Уведомление о возможном возникновении конфликта интересов в адрес районного Совета депутатов главой не подавалось. По указанным нарушениям прокуратурой внесено представление. Однако глава подал заявление о прекращении полномочий главы района досрочно до рассмотрения представления на сессии Совета. Решением Совета заявление главы об отставке по собственному желанию удовлетворено. На этом же заседании рассмотрено представление прокурора, установлено нарушение антикоррупционного законодательства, оснований для привлечения главы к ответственности не установлено в связи с удалением в отставку. Прокурор обжаловал данное решение. В итоге полномочия главы района прекращены досрочно в связи с утратой доверия. Судебной коллегией по административным делам Алтайского краевого суда решение районного суда оставлено без изменения.

Есть другие примеры несоблюдения требований антикоррупционного законодательства главами органов местного самоуправления. Например, в одном из районов края на работу принят отец невестки, так называемый сват (дети состоят в браке), кроме того, глава представил его к награждению медалью Алтайского края.

Наглядный пример конфликта интересов, можно сказать классический, когда глава администрации сельсовета заключила договор с супругом на оказание услуг по скосу травы вдоль поселковых дорог, что привело к получению выгоды для себя и членов семьи.

Итог в большинстве таких случаев один – увольнение либо досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия.

Еще одна тема, которая тоже относится к конфликту интересов – самопремирование. Когда приказы о премировании подписываются без надлежащего согласования, либо в отсутствие установленного порядка. В прошлом году много глав муниципалитетов попали в представления органов прокуратуры, несколько человек даже были привлечены к уголовной ответственности за такие нарушения.

Но это касается не только глав, но и председателей комитетов. Например, в 2023 году председатель комитета администрации одного из городов края при расчете размера ежемесячной премии каждому сотруднику комитета, в том числе и себе, на основании критериев оценки деятельности определял конкретный размер премии, после чего подготавливался приказ о премировании. Из приказов о премировании следует, что размер премии является одним из самых высоких по сравнению с другими сотрудниками комитета. Вместе с тем, решения главы города по вопросу обоснованности выплаты премий не принимались.

А в отношении председателя одного из комитетов района края даже возбуждено уголовное дело, которое уже передано в суд.

Запрет, предусмотренный ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе», - запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Так, заместитель главы района приобрел в собственность грузовой тягач, 2 прицепа к нему, предназначенные для осуществления коммерческих перевозок (перевозка леса). Перевозками занимался лично в рабочее время. Решением суда на администрацию района возложена обязанность о расторжении с ним трудового договора по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса – в связи с утратой доверия.

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края обращает внимание на то, что обстоятельства, свидетельствующие о систематической деятельности по приобретению и продаже недвижимого имущества без цели его личного использования по назначению, фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.

Негативным последствием увольнения в связи с утратой доверия является включение служащего в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Закона № 273-ФЗ.

Еще одной из наиболее значимых, не считая уголовной ответственности, антикоррупционных мер действующего законодательства является обращение в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.

Полномочия по осуществлению контроля за расходами законодательством закреплено за отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, обращение с исками в суд по взысканию несоответствующих расходов – за органами прокуратуры. По искам прокурора Алтайского края взыскано более 140 млн. руб. с муниципальных и гражданских служащих, депутатов.

Серьезным нарушением является неисполнение обязанностей по представлению сведений о расходах, за которое предусмотрена ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края призывает к соблюдению требований законодательства в сфере противодействия коррупции. В случае необходимости можно получить индивидуальные консультации у сотрудников отдела по телефонам: 8 (3852) 356926, 356932, 356938.