Правом на осуществление иной оплачиваемой работы воспользовались более 800 служащих

2 Декабря 2021

Законодательство позволяет государственным гражданским и муниципальным служащим осуществлять иную оплачиваемую работу при соблюдении ряда условий:

- обязательно предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении осуществлять иную оплачиваемую деятельность;

- оплачиваемая работа может осуществляться служащим только во внеслужебное время;

- выполнение иной оплачиваемой работы не должно приводить к конфликту интересов, т. е. ситуации, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации, и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового.

Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы.

Право государственного гражданского служащего с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу закреплено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ                          «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 2 статьи 14), муниципального служащего (за исключением замещающего должность главы местной администрации по контракту) – Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ( часть 2 статьи 11).

Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу утверждается представителем нанимателя.

Таким образом, служащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные со службой.

К запретам относится занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Например, служащий в свободное от работы время делает маникюр за деньги, печет тортики и продает их, ведет личный блог и размещает рекламу коммерческих организаций за деньги. Это является предпринимательской деятельностью, которой служащим запрещено заниматься. Также служащему нельзя управлять коммерческой или некоммерческой организацией за вознаграждение.

Правом на осуществление иной оплачиваемой работы в 2021 году, как отмечает орган Алтайского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, воспользовались около 170 гражданских и 640 муниципальных служащих. При этом гражданские служащие в свободное от основной работы время, в большинстве случаев, занимаются преподавательской деятельностью, а муниципальные служащие – участвуют в избирательных комиссиях.

Нередко служащие спрашивают, могут ли они быть самозанятыми, т.е. осуществлять деятельность в свободное от основной работы время и платить налог на профессиональный доход (НПД). Ответ один – нет, за одним лишь исключением. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только если он сдает жилье в аренду (наем) и получает от этого доход.

Вывод: гражданскому или муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться «самозанятым».

Несоблюдение служащим обязанности по предварительному уведомлению представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии.

Кроме того, ответственность предусмотрена и частью 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» за непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов - увольнение в связи с утратой доверия.